Заправлялись природным газом еще в Советском Союзе. В это же время было построено немалая часть существующих сегодня газовых заправочных станций. Однако в период Перестройки развивать применение этого перспективного топлива, по разным причинам, прекратили, но сегодня о метане, как о лучшей альтернативе бензину и дизельному топливу, вспомнили и заговорили вновь. Подтверждение этому- статистика : за последние 10 лет численность метановых автомобилей увеличилась почти в 10 раз! Сегодня в мире природным газом заправляются более 30 миллионов автотранспортных средств! Метан и в России все увереннее конкурирует с бензином и дизельным топливом. И на это есть как минимум пять причин, вот они:
№1 Метан- это выгодно!
Главное преимущество метана перед традиционными нефтепродуктами, бензином и дизельным топливом, – это выгодная цена. Как известно, Россия является мировым лидером по запасам природного газа, а для того, чтобы превратить его в топливо требуются минимальные затраты. Метану не нужны ни перерабатывающие заводы, ни дорогостоящее оборудование, ни доставка топлива до заправочной станции. Добытый из недр земли газ нужно сжать с помощью компрессора, закачать в автомобильный баллон и все! – его уже можно использовать. Кроме того, стоимость метана регулируется Государством и не может превышать 50% от цены бензина А-80, а на ближайшие 3 года и вовсе зафиксирована на законодательном уровне цена - 16,5 рублей за 1м3. Метана! Традиционные виды топлива стоят в 3-4 раза дороже природного газа и стабильно растут в цене. Эксперты топливного рынка утверждают, что и в долгосрочной перспективе метан не потеряет своей экономической привлекательности- и с ними сложно не согласиться. Сегодня 1м3 этого топлива стоит, в среднем по РФ, всего 14-17 рублей. Мало того! В сравнении с бензином, например, расход Метана меньше –на 10 л. используемого бензина приходится примерно 9 м3 метана!
№2.Метан- это экологично
Выхлопные газы – глобальная проблема современных городов. До 90% загрязняющих веществ в воздухе мегаполисов - вредные выбросы транспорта, работающего на нефтяном топливе, при сгорании которого образуется большое количество сажи, дыма, токсичных соединений и тяжелых металлов. Остуда вытекает ухудшение здоровья населения его жителей. Многочисленными исследованиями доказано, что метан – наиболее экологичное топливо из существующих в наше время. Оно сгорает практически полностью, поэтому объем вредных выбросов, по сравнению с тем же бензином, сокращается многократно. В отработавших газах двигателя на метане содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода(СО и СО2) и в 2 раза меньше окиси азота(NO и NO2). При этом задымленность снижается в 9 раз, а вредные соединения серы (SO2) и свинца (хPb) отсутствуют вовсе. Конкурентом в данном случае могут служить разве что электромобили, однако, если учесть экологические проблемы производства и утилизации аккумуляторов, то по показателям экологичности метан снова одерживает победу. Эти факторы являются подтверждение тому, что сделать воздух городов гораздо чище, не отказываясь при этом от транспорта, вполне реально.
№3. Метан- это безопасно
Классификатор горючих веществ, представленный и давно используемый МЧС России, относит метан к самому безопасному, четвертому классу. Бензин в данном классификаторе относится к третьему классу (среднечувствительные вещества), а пропан-бутан, как это ни странно, и вовсе ко второму (чувствительные). Это означает, что в чрезвычайных ситуациях можно не опасаться возгорания природного газа – его порог воспламенения гораздо выше по сравнению с нефтяными видами топлива. Высокая безопасность метана также обусловлена и его физическими свойствами. Природный газ легче воздуха, при разгерметизации системы он улетучивается. Метан не может скопиться, к примеру, в полостях автомобиля и образовать взрывоопасную концентрацию. Что касается баллонов для газа, то современные емкости изготавливают из цельнометаллической трубы, не используя сварочных, или каких либо других швов, а так же, часть металла заменяют легкими и прочными композитными материалами. Поэтому баллоны имеют высокий запас прочности, рассчитанный на рабочее давление 200 атмосфер и способный выдержать любое внешнее воздействие. Тестируются такие баллоны под давлением-360 атмосфер. Резервуары для метана оснащаются системой безопасности. Например, в случае повреждения газопровода, отводящего газ к двигателю, баллонный вентиль, имеющий несколько механических предохранителей, так же оснащен ЭМК (электромагнитным клапаном) который моментально прекращает подачу газа.
№4 Метан- это практично
По своим эксплуатационным характеристикам метан практически не уступает бензину и дизельному топливу. Автотранспортные предприятия, компании имеющие автопарки и просто автолюбители , которые уже успели оценить преимущества природного газа, как моторного топлива, подтверждают: времена, когда двигатель при переходе на газ терял мощность, работал хуже, издавал неприятные запахи, давно позади. Метан – идеальное топливо для современных транспортных средств. В камере сгорания газ образует оптимальную смесь топлива и воздуха, за счет лучшего смешивания этих компонентов горючей смеси. Двигатель на метане работает ровнее, тише, а главное – дольше, чем на обычном топливе. Природный газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что снижает трение и уменьшает износ деталей. Метан сгорает без образования золы, которая обычно оседает на стенках цилиндров, соответственно-на деталях двигателя не появляется отложений продуктов сгорания . Практика показывает, что при работе на природном газе двигатель служит в 1,5-2 раза дольше.
Мировые лидеры в автомобильной сфере прекрасно понимают все преимущества применения метана. Volkswagen, Opel, Ford, Audi, Mercedes-Benz уже наладили серийный выпуск автомобилей с двигателями на природном газе. Отечественные автопроизводители стараются не отставать: АвтоВАЗ выпустил газовый легковой автомобиль Lada Priora и уже представил проект двухтопливной Lada Granta. К слову-Lada Vesta в паре с Largus, используя Метан, уже давно трудятся на благо своих владельцев, экономя их бюджет каждый день! Всего в мире на сегодняшний день выпущено более 200 моделей автомобилей, работающих на природном газе. Результаты многочисленных тест-драйвов показывают: автомобиль, работающий на метане, практически уступает в мощности своим бензиновым конкурентам.
№5. Метан- это современно
В странах, где уже давно используется транспорт на природном газе, существует широкий ряд стимулирующих мер, в Германии и Италии, к примеру, при переводе транспортного средства на природный газ выплачивается единоразовая премия. Во многих странах для втомобилей на метане действует пониженная ставка транспортного налога, а так же снимаются ограничение по токсичности при въезде, например, в центр крупного города. В России тоже задумались о создании системы мотивации повсеместного перехода на природное топливо. Регулярно и всерьез обсуждаются возможности предоставления преференций для владельцев транспорта, использующего природный газ. Министерство энергетики выступило с инициативой ввода пониженной ставки, а в отдельных регионах (включая Ростовскую область) и вовсе отмену транспортного налога на 3 года, для обладателей техники на метане. Соответствующий законопроект уже принят и действует! Так же, приятным бонусом можно назвать то, что с 1го июля 2021г. Действие знаков, запрещающих въезд автомобилей с низким экологическим классом не будет распространятся на транспортные средства с двигателем, работающим на метане. Соответствующие поправки уже подготовлены Минтрансом. Первые лица страны курируют вопрос по расширению применения метана в качестве топлива; эксперты обсуждают развитие региональных программ в данном направлении – все говорит о грядущих переменах на топливном рынке- и уже видны результаты этого развития . В России уже развернулось масштабное строительство газозаправочной инфраструктуры. Уже через год заправиться природным газом можно будет также легко, как и бензином.
Самое время подсчитать выгоду и всерьез задуматься о переходе на метан!