Типы газовых баллонов для использования КПГ (МЕТАН).
Не все автовладельцы знают, что в качестве альтернативного топлива для автомобиля можно использовать не только сжиженный, более распространенный, углеводородный газ - пропан-бутан, но и экологически чистый, природный газ метан .
К сожалению, при атмосферном давлении, плотность метана в тысячу раз ниже плотности бензина, поэтому при использовании на транспортных средствах он храниться в специальных газовых баллонах в сжатом виде, под давлением 180-230 атмосфер.
Если раньше метан в качестве топлива можно было увидеть только на больших автобусах и грузовиках, то сейчас, благодаря развитию современных технологий газового оборудования, установка для работы на метане возможна даже на автомобилях премиум - класса.
Кроме того метан, как моторное топливо, расходуется двигателем внутреннего сгорания экономичнее бензина, в отличии от пропан- бутана. Например, если расхода пропанобутановой смеси превышает расход бензина на 10-20%, то расхода метана как правило, ниже расхода бензина на 5- 10% . Это обусловлено физико-химическими свойствами природного газа, особо стойким строением его молекул и, главное, его октановым числом, которое, достигая 120, заметно превосходит показатели самых высокооктановых углеводородов.
Стоит отметить тот факт, что стоимость 1 м3 метана гораздо ниже стоимости 1л. пропан- бутана, не говоря уже о сравнении с бензином или дизельным топливом. Особенно экономия заметна на коммерческом транспорте и автомобилях с большим объемом двигателя.
Однако, стоимость газового оборудования для метана выше стоимости оборудования для пропан- бутана, что обусловлено установкой одного или нескольких более дорогих специальных баллонов для метана.
Для заправки автомобиля метаном используются специальные автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).
К сожалению, сеть заправочных станций для метана не так развита, как сеть для заправок пропан- бутаном, но согласно действующим проектам Газпрома, в ближайшие несколько лет, количество АГНКС для метана, должно значительно увеличиться.
В газовом оборудовании для пропан- бутана и метана используются разные по виду, заправочные устройства,
для метана EMER Tomasetto пропан-бутан
Самой большой и главной составляющей газового оборудования для метана являются газовые баллоны, они делятся на 4 типа:
Тип 1 - Баллоны этого типа представляют цельную металлическую конструкцию. Баллон имеет горловину под вентиль в форме цилиндра с одной стороны, и дно закругленной формы с другой. Баллоны такого типа, отливаются в специальных формах, не имеют сварочных швов, В процессе изготовления все резервуары подвергаются испытаниям избыточным давлением 30 МПа (300 кг/см2), Кроме того каждый баллон проходит ультразвуковую проверку на предмет скрытых дефектов. Несмотря на более современные технологии изготовления других типов, многие считают Тип 1 наиболее надежной конструкцией.
Тип 2 - Металлопластиковые баллоны 2 типа представляют собой герметичный лейнер изготовленный из легированной конструкционной стали прочностью 120кгс/мм2. и вязкостью 100кгс/мм2, основная часть которого покрыта прочной армирующей оболочкой. Применяемая сталь сохраняет свои механические характеристики при эксплуатации баллонов в условиях низких температур окружающего воздуха.
Тип 3 - В металлопластиковом баллоне типа III отличительной особенностью является алюминиевый лейнер, в отличии от типа II. Алюминиевый лейнер усилен специальной оплеткой из карбоволокна, разрывное усилие которой составляет не менее 140 кгс/мм2, нить оплетки пропитывается связующим составом на основе эпоксидной смолы. Наружные и внутренние поверхности баллона надежно защищены специальным покрытием стойким к коррозии в течение расчетного срока эксплуатации баллона.
Тип 4 - По типу конструкции газовые баллоны типа IV схожи с типом III, единственной особенностью является , что материал лейнера используется полимерный, с армирующей оболочкой из композитного материала или углеродного волокна. Основным плюсом баллонов типа IV является маленький вес баллона, по сравнению с баллонами других типов, но баллоны типа IV пока остаются довольно редким явлением в силу высокой стоимости и небольшой разницы коэффициентов совершенства (отношения объема сосуда к собственной массе) относительно 3-го типа.
Ниже приведена таблица с отличиями каждого типа баллона схематически