Есть две разновидности газомоторного топлива — пропан и сжатый природный газ (метан). Пропан-бутан в качестве горючего начал использоваться намного раньше метана. Поскольку он является продуктом нефтепереработки, его распространение шло параллельно с развитием бензинового рынка.
Настоящая метаномания в мире началась 10 лет назад. Природный газ — самое экономичное, экологичное и безопасное горючее из всех распространенных. Он в полтора-два раза дешевле бензина и дизеля. Средняя цена по России составляет 9—15 рублей за кубометр. Кроме того, газ минимизирует негативное воздействие автомобилей на окружающую среду. Сегодня правительства многих стран, в том числе России, активно стимулируют потребителя к переходу на природный газ. Автопроизводители переориентировали производства, выводя на рынок все новые «газовые» модели. Резкий разворот промышленности сыграл злую шутку с потребителем. Автолюбители начали путать или приравнивать по свойствам и характеристикам привычный пропан-бутан и новичка рынка — природный газ.
Пропан, или сжиженный углеводородный газ (СУГ), производится из попутного нефтяного газа (газа, который растворен в нефти). В качестве горючего используется вместе с бутаном. Метан — чистый природный газ, добываемый независимо от нефти. В качестве горючего используется в чистом виде. Перед закачкой в газовый баллон его лишь очищают от сторонних примесей, осушают и сжимают. Именно поэтому его и называют самым чистым моторным топливом. В использовании газового топлива ключевая разница — их агрегатное состояние: метан применяется в газообразном виде, пропан-бутановая смесь — в жидком.
Разница в агрегатных состояниях двух видов газомоторного топлива непосредственно влияет на безопасность их эксплуатации. Пропан-бутан тяжелее воздуха и в случае аварийного разлива действительно может скапливаться и образовывать взрывоопасную концентрацию с воздухом. Природный газ легче воздуха, при утечке он улетучивается, бесследно растворяясь в атмосфере. Диапазон пожароопасных концентраций метана находится в пределах 4,0—15,0% объема. Для сравнения: у паров бензина — 1,4—7,4%, у пропан-бутановой смеси — в пределах 1,8—8,6%, у паров дизельного топлива — 1,1—8,0%. Таким образом, природный газ является самым безопасным топливом, с точки зрения взрыво и пожароопасности. Баллоны для сжатого природного газа обеспечивают дополнительный запас безопасности. Резервуары изготавливаются с толщиной стенок, выдерживающей давление в 200 атмосфер. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет: у баллона есть высокий запас прочности. Изготовитель предусматривает любую возможность чрезвычайной ситуации: арматура баллона снабжена автоматическим устройством обеспечения безопасности — специальный мультиклапан моментально прекращает подачу газа в двигатель.
При производстве баллоны проходят целую серию испытаний на устойчивость к разрушению при падении с высоты, простреле из огнестрельного оружия, воздействии экстремальных температур, открытого пламени и кислоты. Таким образом, производитель гарантирует безопасность использования природного газа в качестве топлива. Сегодня мировой парк автомобилей на природном газе насчитывает более 20 миллионов единиц. Большую популярность этот экологичный и недорогой вид моторного топлива приобрел в Европе. К примеру, на территории Италии действует более 1000 станций по заправке природным газом. В это же время в России, которая обладает крупнейшими запасами этого «готового» автомобильного топлива, метановых АЗС всего около 250. Однако есть уверенность, что с правительственной программой по газификации отечественного транспорта и планами «Газпрома» по строительству масштабной сети газозаправочных станций по всей России природный газ в скором времени станет так же доступен рядовым потребителям, как бензин или дизель.